Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

16.04.2019

Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

Алгоритм сопровождения выпускников состоит из следующих этапов: подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение.

Этап 1 – подготовительный.

Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

 

Сбор информации о выпускнике.

Учёба, работа, место жительства (фактическое и закреплённое).

Для сбора информации используется:

  1. личное дело выпускника детского дома;
  2. беседы с воспитателями;
  3. информация от родственников;
  4. информация, полученная в ходе обследования ЖБУ;
  5. индивидуальные беседы с выпускниками.

 

Составление базы данных.

На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках школы-интерната, где отражается:

  1. Ф.И.О.
  2. Дата рождения.
  3. Место проживания.
  4. Место обучения.
  5. Место учёбы/работы.
  6. Выявленные проблемы.

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

 

Проведение обследования жилищно-бытовых условий.

Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, социальным педагогом, постинтернатным воспитателем или куратором проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной форме.

 

Заполнение социально-педагогической анкеты.

Социально-педагогическая анкета позволяет получить информацию об основных трудностях и проблемах выпускника. В процессе заполнения анкеты необходимо выяснить, прежде всего, интересы, потребности и возможности выпускника. Позиция педагога выражается в поддержке, пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.

 

Обращение в службу постинтернатного сопровождения выпускника.

При установлении постинтернатного сопровождения над выпускником требуется его согласие. С выпускником заключается соглашение (договор) о постинтернатном сопровождении, в котором предусматриваются меры оказания социальной помощи лицу, меры по защите его прав, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издаётся приказ об установлении постинтернатного сопровождения из числа детей-сирот. Постинтернатное сопровождение осуществляет Служба постинтернатного сопровождения.

 

Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения.

После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения, в котором предусматривается участие органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Для оказания помощи и поддержки выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры, выстраивается пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнёрами. Заключены договора о сотрудничестве для обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации.

 

Этап 2 — Деятельностный этап.

 

Задачей деятельностного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения с участием органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.

 

Межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. 

Для привлечения внешних структур администрацией детского дома организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах учреждения.

 

Защита социальных прав. 

Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

В числе социальных гарантий, контролируемых службой, находятся:

  1. Получение жилья.
  2. Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.
  3. Пенсии, пособия.

Специалисты службы собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закреплённые за выпускниками, составляя акты обследования жилищно-бытовых условий.

Оказывается помощь в переоформлении пенсий.

Осуществляют сбор информации о месте обучения, получении ими государственных пособий. В случае выявлении нарушений, специалисты службы оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации.

 

Юридическая помощь. 

Одной из основных задач службы является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. Это оказание юридической консультативной помощи выпускникам по вопросам: семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного права. Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений. Работа службы подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё.

Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и, без проведения данной работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе.

Этап 3 – Постинтернатное сопровождение.

 

Для организации своевременной поддержки выпускника детского дома в период социально-профессионального становления, направленной на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами службы осуществляется социальный патронат выпускников.

В ходе социального патроната педагогами и куратором оказывается необходимый комплекс мер выпускнику, включающий юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку; результаты работы фиксируются в картах социального сопровождения выпускника.

Отслеживание социальной адаптации выпускника детского дома осуществляется по следующим показателям:

  1. социальное положение (образование, трудоустройство);
  2. средства к существованию (стипендия, заработная плата, сберегательная книжка, социальные выплаты);
  3. семейное положение (женат/холост/замужем/незамужем; состав семьи, психологический климат);
  4. законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т.д.);
  5. жилищно-бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг);
  6. отношения с кровными родителями, родственниками (поддерживает, не поддерживает);
  7. круг общения (отношения с друзьями, детьми детского дома и выпускниками).

Сопровождение выпускника помогает ему организовать нормальные условия жизни, трудоустроится на постоянную работу со стабильным заработком, создать семью.