Общие технологии постинтернатного сопровождения выпускников учреждений государственного попечения

28.06.2019

Общие технологии постинтернатного сопровождения выпускников 

В целом процесс постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов достаточно сложно полностью тех- нологизировать. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход, особое выстраивание сопроводительной деятельности, форм, методов, приемов и тактик взаимодействия, способов решения различного рода затруднений. Специалисты выделяют два основных типа технологий: универсальные (общие) и частные.

К универсальным (общим) технологиям в данном аспекте принято относить: технологию проблемной диагностики, технологию постинтернатной адаптации и технологию постинтернатной реабилитации.

Назначение технологии проблемной диагностики выпускника интернатного учреждения — выявление проблемной области, организация на основании этого эффективной помощи и поддержки выпускнику. Здесь особая роль отводится, во-первых, ситуациям, когда выпускник испытывает большие трудности.

К главным факторам, вызывающим состояние напряжения выпускников детских домов в условиях самостоятельной жизни, относятся:

  • повышение нагрузки — физической, физиологической, эмоциональной, информационной, повышенные требования к результатам деятельности, осознание собственной ответственности;
  • выход за границы комфортной для бывшего воспитанника детского дома интенсивности взаимодействия с внешней средой;
  • препятствия на пути удовлетворения потребностей, достижения целей и решения задач (конфликты, блокированная потребность в устойчивых интимных межличностных связях и доверительных, эмоционально насыщенных отношениях и т.п.);
  • физические и психические травмы, тревога за собственную судьбу, лишение привычных комфортных условий детского дома, необходимых для нормальной жизнедеятельности или для полноценной самореализации, раскрытия потенциалов личности.

Во-вторых, проблемная диагностика применяется, когда выпускник детского дома находится в кризисной ситуации, связанной с внут- риличностными переживаниями и реакциями, требующими от него принятия решений и адаптации к новым условиям, что в свою очередь может вызвать чувство беспомощности, вести к изменениям в поведении и переживаниях.

Условиями возникновения таких ситуаций у выпускников государственного попечения становятся значительные эмоциональные перегрузки, связанные с новыми условиями жизни, требующие самостоятельного принятия решений, контроля поведения, выстраивания новых отношений и т.п. Их интенсивность может нарастать постепенно, с повышением конфликтного напряжения, усилением отрицательных эмоций и возможным прорывом в суицидальное поведение у бывших воспитанников детских домов по механизму «последней капли».

При проблемном диагностировании выпускников детского дома важно обратить внимание на то, что типичными эмоциональными реакциями в ситуации напряжения являются тревога, гнев, стыд, вина, депрессия.

На данном этапе проблемной диагностики предполагается оценка ситуации: установление специалистами (как правило, социальным педагогом) учебного заведения контакта с выпускником, выяснение, что происходит у него в группе, коллективе, личной жизни и т.п., определение, имеет ли место острый кризис, и установление взаимодействия для дальнейшей работы по нормализации ситуации.

При проблемной диагностике специалист может использовать различные методы: беседа, анкетирование, наблюдение, анализ документации, тестирование. Следует отметить, что целесообразно использовать, с одной стороны, ряд диагностических методик, которые применялись на подготовительном этапе сопровождения выпускников, а с другой — их перечень, который может быть сужен или расширен.

Не менее важной в работе с выпускниками детских домов является технология постинтернатной адаптации. Постинтернатная адаптация — интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс, в ходе которого выпускник учреждения государственного попечения на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения потребностей, которые предъявляются к нему социальной средой, путем присвоения норм и ценностей данного общества. Постинтернатную адаптации следует рассматривать как условие успешной социализации и вид социальной адаптации. Необходимо учитывать, что адаптация выпускника данной категории — это одновременно процесс и результат его успешного приспособления к изменившимся условиям (обучению, профессиональной деятельности, новому коллективу, условиям проживания, социальному окружению и т.п.).

Трудности постинтернатной адаптации выпускника детского дома обусловлены дефектами его социализации в условиях интернатного учреждения, неадекватным восприятием требований, которые предъявляет социум, деформацией восприятия им социальных норм взаимодействия.

Технология постинтернатной адаптации выпускника учреждения госпопечения имеет следующие этапы: подготовительный, целью которого является качественная подготовка ребенка-сироты в условиях детского дома к самостоятельной жизни. Следующий этап — адаптационный — связан с продолжением обучения детей-сирот в учреждениях образования. Продолжительность данного этапа зависит от типа образовательного учреждения, т.е. от двух до пяти лет.

Третий этап — интеграционный — условно приурочен к началу самостоятельной трудовой деятельности, созданию собственной семьи и реализации других социальных функций и ролей.

При этом необходимо помнить, что постинтернатная адаптация носит антициклический характер, означающий, что на каждом из этапов адаптации должны быть решены соответствующие задачи. Невозможно искусственно создать или повторить социальные условия для прохождения еще раз этапа адаптации. Каждый этап постинтернатной адаптации связан с преодолением определенных проблем.

Предполагается, что к 23 годам процесс постинтернатной адаптации завершится полной интеграцией выпускников детских домов в общество, поэтому именно до данного возраста государством закреплены социальные гарантии.

Технология постинтернатной реабилитации выпускников осуществляется исходя из их основной проблемы. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, медицинской и трудовой. Постинтернатная реабилитация выпускника государственного попечения — комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий специалистов, направленная на восстановление бывшего воспитанника детского дома в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Технология постинтернатной реабилитации выпускника детского дома возможна только через оптимизацию его ведущей деятельности и нормализацию всей системы отношений с окружающими. Она включает различные аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии и социализации. Профилактика в системе постинтернатной реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности выпускника. Чаще всего это связано со средой, социальным окружением выпускника. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого выпускника.

В процессе организации постинтернатной реабилитации необходимо предоставить возможность выпускнику вести активную жизнедеятельность, гарантировать определенный уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности, чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса постинтернатной реабилитации. К средствам постинтернатной реабилитации можно отнести: учреждения здравоохранения, образования, профессиональной подготовки и переподготовки; средства массовых коммуникаций и массовой информации; организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

Технология постинтернатной реабилитации выпускника направлена на решение следующих задач: социальной адаптации, предполагающей активное приспособление индивида к условиям социальной среды; социальной автомизации, связанной с устойчивостью в поведении и отношениях, которая соответствует представлению выпускника о себе, его самооценке; социальной активности, предполагающей его готовность к социальным действиям.