Жизнеустройство и постинтернатное сопровождение детского дома «Островок»

21.02.2019

Жизнеустройство и постинтернатное сопровождение

детского дома «Островок»

Получая статус «оставшегося без попечения» (в результате сиротства, в том числе социального), ребёнок переходит на полное государственное обеспечение. Государство является гарантом обеспечения детей-сирот необходимыми условиями для жизнедеятельности, физического и духовного развития, создавая центры, где воспитанники проходят первичную социализацию.

Подготовка сирот к самостоятельному проживанию ложится на плечи сотрудников центра (воспитателей, педагогов, администрации). Нужно заметить, что большинство из них – люди особого склада характера, энтузиасты, неравнодушные к проблемам воспитанников. Многие из них годами отслеживают судьбу выпускников, стараются им помочь, посоветовать в нужный момент, поддержать своим душевным теплом в постинтернатный период.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – процесс сложный, и сотрудники детского дома работают одной командой. Для компенсации недостаточного социального опыта воспитанников детского дома педагогами проводятся занятия, направленныя на повышение социальной компетентности воспитанников постинтернатного периода. Также актуальным вопросом в настоящий момент является работа по активизации необходимых психологических механизмов воспитуемых для социальной адаптации в новых условиях. В этом направлении работает педагог-психолог детского дома.

Наблюдение за постинтернатным жизнеустройством выпускников детского дома, показало, что, несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, сохраняется низкий уровень адаптации наших воспитанников  в обществе. У них некорректно сформированы модели семьи, искажены механизмы дружеских и интимных взаимоотношений, практически не развита трудовая мотивация.

Основной целью работы по сопровождению выпускников детского дома является: формирование самостоятельной, зрелой личности, способной на практике реализовать свой жизненный замысел; развитие и совершенствование всех сущностных сфер выпускника, составляющих основу его индивидуальности (в  первую очередь предметно-практической, эмоциональной и сферы саморегуляции, что особенно актуально для выпускников).

На основе цели педагогический коллектив детского дома ставит задачи:

— Создание социально-педагогической среды, обеспечивающей психологическую комфортность и поддержку выпускникам в решении проблем их самообеспечения и реализации собственных возможностей.

— Оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам  на начальном этапе их самостоятельной жизни.

— Защита прав и интересов выпускников, оказание содействия в закреплении социальных и юридичиских прав и гарантий выпускников, решении вопросов их жизнеустройства.

— Развитие новых форм и технологий деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению.

— Определение характера, форм, продолжительности и эффективное состояние здоровья, образования и развития выпускников.

В связи с этим особенно важное значение имеет, социальная постинтернатная адаптация, которая включает в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую функцию вместе взятые. Исключительная опека, которая устанавливается над детьми в период пребывания их в детском доме, а также полное государственное обеспечение формирует у детей беззаботное представление о жизни, не подготавливает их к трудностям, которые неминуемо возникают в процессе социального приспособления по окончании пребывания в учреждении. Выпускники не придают значение юридически значимым документам, таким как паспорт, ИНН, страховое свидетельство и т.д.. Нередки случаи потери или порчи этих документов, не понимают, какую ценность имеют данные документы, и не осознают всю тяжесть последствий, связанных с их отсутствием.

Очень часто проявляется халатное отношение к собственному здоровью.

Одним из сложнейших вопросов в процессе постинтернатной социализации, и который нам ещё предстоит решать, является вопрос трудоустройства. Создаются специфические дополнительные трудности в трудоустройстве наших выпускников, которые учатся не на должном уровне, а в связи с развитием технического прогресса и, как следствие, повышением требований к интеллектуальному уровню рабочих.

Поэтому планирование собственной жизни выпускников можно разделить на две тенденции:

Одна – утверждение: «планирую жить нормально/хорошо», что подразумевает высокие статусные позиции, большую заработную плату, хорошую работу, и в то же время не оговариваются необходимые усилия и механизм достижения благополучия.

Вторая – наиболее распространенная тенденция, которой придерживаются и наши выпускники, — «как получится», т.е. не имеют никаких планов на будущее, не видят перспективы будущего, «плывут по течению» и в основном планируют свою жизнь только с помощью взрослых.

Вместе с тем, представления о будущей жизни у выпускников (наши не исключение) пессимистичны, противоречивы, нечётко сфрормулированы и, в большинстве случаев, ограничены ближайшим будущим.

Организация досуга выпускников сиротских учреждений, в том числе и в нашем детском доме, предоставляется сложным делом, и многие подростки предпочитают возвращаться «домой» (в учреждение), где свободное время воспитанников распределяется в соответствии с режимом дня учреждения. Большинство из них проводят досуг на улице с друзьями, либо у телевизора, треть подростков в свободное время читают книги, учатся, рисуют, шьют, то есть позитивно заполняют досуг. Но в основном преобладает неорганизованность досуга выпускников, что негативно влияет на их социальную адаптацию.  Досуг выпускников беден и, по сути, сводится к просмотру телевизора, совместному гулянию и употреблению пива (употребление алкоголя воспринимается как проведение досуга). Избыток свободного времени у выпускников при неумении организовать позитивного его использования, злоупотребление спиртным в компаниях формирует негативную зависимость, тем более, что у большинства социальных сирот плохая наследственность. Последнее обстоятельство является одной из причин негативного мнения о детях-сиротах в обществе.

Зачастую дети, в силу неустойчивости собственных норм и ценностей, нетвердости жизненных ориентаций, развивавшейся в интернате иждивенческой позиции, оказавшись в «большом мире», под воздействием новых влияний не всегда могут удержаться от асоциальных форм поведения.

Начиная самостоятельную жизнь, ребенок покидает группу «государственные дети», и с этого момента его статусное положение нестабильно: он «свободен» от контроля взрослых, но нести ответственность за свое благополучие не всегда ему «по плечу». В силу низких адаптивных способностей, дети не сразу могут войти в какую-то общественную группу, принять и осознать свою новую идентичность. С одной стороны, сложившаяся группа не всегда охотно принимает новых членов, с другой, — у выпускников сиротских учреждений имеет место устойчивая тенденция к замыканию в «детдомовской» среде. В таком маргинальном положении выпускник может существовать годами.

Таким образом, специфика работы постинтернатного сопровождения выпускников нашего детского дома подразумевает детальную проработку вопросов, индивидуальный подход к каждому выпускнику, постоянный контроль – непосредственное участие, сопровождение, как говорится, «за ручку».