Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома.

24.02.2022

О проблемах, которые волнуют детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях.

Индивидуальные особенности у выпускников, даже если окончивших профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью.

Так же предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.

Вступление выпускника интернатного учреждения в социум – это:

  • переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда;
  • от жизни в среде «своих» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности;
  • определенной заданности жизни в учреждении к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.

Этот переход — сильнейший стресс для молодого человека, выросшего в условиях довольно замкнутого образования, каким является детский дом. Если переход к взрослой самостоятельной жизни будет осуществляться плавно, то он будет менее болезненным для воспитанников.

Такой категории — детям-сиротам — традиционно уделялось в социальной работе большое внимание.

Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода изучреждения, выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности:

  • с устройством на работу
  • получением жилья
  • не умеют общаться с взрослыми
  • обустроить свой быт
  • составлять и соблюдать бюджет
  • отстаивать свои юридические права.

Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является предметом изучения многих исследователей. На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом.

Особенности жизни в интернатном учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию выпускников к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно.

Одним из сложнейших вопросов в процессе постинтернатной социализации, и который нам ещё предстоит решать, является вопрос трудоустройства. Создаются специфические дополнительные трудности в трудоустройстве наших выпускников, которые учатся не на должном уровне, а в связи с развитием технического прогресса и, как следствие, повышением требований к интеллектуальному уровню рабочих.

Поэтому планирование собственной жизни выпускников можно разделить на две тенденции:

Одна – утверждение: «планирую жить нормально/хорошо», что подразумевает высокие статусные позиции, большую заработную плату, хорошую работу, и в то же время не оговариваются необходимые усилия и механизм достижения благополучия.

Вторая – наиболее распространенная тенденция, которой придерживаются и наши выпускники, — «как получится», т.е. не имеют никаких планов на будущее, не видят перспективы будущего, «плывут по течению» и в основном планируют свою жизнь только с помощью взрослых.

Вместе с тем, представления о будущей жизни у выпускников (наши не исключение) пессимистичны, противоречивы, нечётко сформулированы и, в большинстве случаев, ограничены ближайшим будущим.

Зачастую дети, в силу неустойчивости собственных норм и ценностей, нетвердости жизненных ориентаций, развивавшейся в интернате иждивенческой позиции, оказавшись в «большом мире», под воздействием новых влияний не всегда могут удержаться от асоциальных форм поведения. По данным исследования ИС РАН в течение первых трех лет самостоятельной жизни выпускники сиротских учреждений характеризовались асоциальным поведением, имели контакты с органами охраны правопорядка, совершали уголовно наказуемые преступления.

Начиная самостоятельную жизнь, ребенок покидает группу «государственные дети», и с этого момента его статусное положение нестабильно: он «свободен» от контроля взрослых, но нести ответственность за свое благополучие не всегда ему «по плечу». В силу низких адаптивных способностей, дети не сразу могут войти в какую-то общественную группу, принять и осознать свою новую идентичность. С одной стороны, сложившаяся группа не всегда охотно принимает новых членов, с другой, — у выпускников сиротских учреждений имеет место устойчивая тенденция к замыканию в «детдомовской» среде. В таком маргинальном положении выпускник может существовать годами.

Деятельность службы постинтернатного сопровождения включает в себя три направления:

  1. Информационно-аналитическое.
  2. Социально-психологическое.
  3. Организационно-методическое.

Информационно-аналитическое направление:

  • Создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;
  • Анализ профессионально — личностного становления;
  • Ведение карт сопровождения; обслуживание ЖБУ;
  • Отслеживание результатов сопровождения.

Социально-психологическое:

  • Защита личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников;
  • Предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации. Получения профессионального образования и трудоустройства;
  • Социальный патронат;
  • Организация работы по повышению психологической устойчивости;
  • оказание помощи выпускникам в решении социально — бытовых вопросов;
  • Организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Организационно-методическое:

  • Организация деятельности (педагогов, администрации детского дома и социальных партнеров), направленной на поддержку выпускника;
  • Организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально — правовой и психолого — педагогической помощи выпускникам;

Таким образом, специфика работы постинтернатного сопровождения выпускников подразумевает детальную проработку вопросов, индивидуальный подход к каждому выпускнику, постоянный контроль – непосредственное участие, сопровождение, как говорится, «за ручку».

 

Куркова Маргарита Павловна, социальный педагог