О проблемах, которые волнуют детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях.
Индивидуальные особенности у выпускников, даже если окончивших профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью.
Так же предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.
Вступление выпускника интернатного учреждения в социум – это:
- переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда;
- от жизни в среде «своих» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности;
- определенной заданности жизни в учреждении к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.
Этот переход — сильнейший стресс для молодого человека, выросшего в условиях довольно замкнутого образования, каким является детский дом. Если переход к взрослой самостоятельной жизни будет осуществляться плавно, то он будет менее болезненным для воспитанников.
Такой категории — детям-сиротам — традиционно уделялось в социальной работе большое внимание.
Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода изучреждения, выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности:
- с устройством на работу
- получением жилья
- не умеют общаться с взрослыми
- обустроить свой быт
- составлять и соблюдать бюджет
- отстаивать свои юридические права.
Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является предметом изучения многих исследователей. На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом.
Особенности жизни в интернатном учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию выпускников к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно.
Одним из сложнейших вопросов в процессе постинтернатной социализации, и который нам ещё предстоит решать, является вопрос трудоустройства. Создаются специфические дополнительные трудности в трудоустройстве наших выпускников, которые учатся не на должном уровне, а в связи с развитием технического прогресса и, как следствие, повышением требований к интеллектуальному уровню рабочих.
Поэтому планирование собственной жизни выпускников можно разделить на две тенденции:
Одна – утверждение: «планирую жить нормально/хорошо», что подразумевает высокие статусные позиции, большую заработную плату, хорошую работу, и в то же время не оговариваются необходимые усилия и механизм достижения благополучия.
Вторая – наиболее распространенная тенденция, которой придерживаются и наши выпускники, — «как получится», т.е. не имеют никаких планов на будущее, не видят перспективы будущего, «плывут по течению» и в основном планируют свою жизнь только с помощью взрослых.
Вместе с тем, представления о будущей жизни у выпускников (наши не исключение) пессимистичны, противоречивы, нечётко сформулированы и, в большинстве случаев, ограничены ближайшим будущим.
Зачастую дети, в силу неустойчивости собственных норм и ценностей, нетвердости жизненных ориентаций, развивавшейся в интернате иждивенческой позиции, оказавшись в «большом мире», под воздействием новых влияний не всегда могут удержаться от асоциальных форм поведения. По данным исследования ИС РАН в течение первых трех лет самостоятельной жизни выпускники сиротских учреждений характеризовались асоциальным поведением, имели контакты с органами охраны правопорядка, совершали уголовно наказуемые преступления.
Начиная самостоятельную жизнь, ребенок покидает группу «государственные дети», и с этого момента его статусное положение нестабильно: он «свободен» от контроля взрослых, но нести ответственность за свое благополучие не всегда ему «по плечу». В силу низких адаптивных способностей, дети не сразу могут войти в какую-то общественную группу, принять и осознать свою новую идентичность. С одной стороны, сложившаяся группа не всегда охотно принимает новых членов, с другой, — у выпускников сиротских учреждений имеет место устойчивая тенденция к замыканию в «детдомовской» среде. В таком маргинальном положении выпускник может существовать годами.
Деятельность службы постинтернатного сопровождения включает в себя три направления:
- Информационно-аналитическое.
- Социально-психологическое.
- Организационно-методическое.
Информационно-аналитическое направление:
- Создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;
- Анализ профессионально — личностного становления;
- Ведение карт сопровождения; обслуживание ЖБУ;
- Отслеживание результатов сопровождения.
Социально-психологическое:
- Защита личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников;
- Предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации. Получения профессионального образования и трудоустройства;
- Социальный патронат;
- Организация работы по повышению психологической устойчивости;
- оказание помощи выпускникам в решении социально — бытовых вопросов;
- Организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Организационно-методическое:
- Организация деятельности (педагогов, администрации детского дома и социальных партнеров), направленной на поддержку выпускника;
- Организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально — правовой и психолого — педагогической помощи выпускникам;
Таким образом, специфика работы постинтернатного сопровождения выпускников подразумевает детальную проработку вопросов, индивидуальный подход к каждому выпускнику, постоянный контроль – непосредственное участие, сопровождение, как говорится, «за ручку».
Куркова Маргарита Павловна, социальный педагог