Профориентация и социализация выпускников детского дома «Островок»
Подготовка выпускников к самостоятельной жизни — приоритетное направление в работе педагогического коллектива детского дома. За последние годы коллектив работает по программе«Я и моя профессия».
Цель: подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни, содействие в профессиональном самоопределении, постинтернатном становлении через формирование личности, способной самостоятельно строить свой вариант жизни.
Профориентационная работа в детском доме проводится с учетом возрастных особенностей детей:
1-я ступень. Изучение направленности интересов, способностей, здоровья, ознакомление с миром профессий воспитанников (1-4 классы).
2-я ступень. Определение интересов к профессиям, наклонностей к различным видам деятельности через развитие личности. Уточнение интересов, склонностей, формирование знаний, умений и навыков через участие в кружковой работе (4-7 классы).
3-я ступень. Руководство профессиональным самоопределением, формирование профессионального самосознания, выработка и коррекция личностных жизненных планов (8-9классы). Работа проводится по следующим направлениям:
-профессиональное информирование,
-профессиональное консультирование,
-профессиональное самоопределение,
-профессиональные пробы.
В подготовке выпускников к профессиональному самоопределению большое внимание уделяется их трудовым умениям. Воспитанники приобретают навыки самообслуживания, умения пользоваться бытовыми приборами. Подростки умеют самостоятельно приготовить себе пищу, сделать косметический ремонт своей комнаты.
С начало этого учебного года раз в месяц проводятся с детьми профессиональные пробы. Дети самостоятельно определяют, что и по какой теме будут проходить занятия. Совместный выбор делаем из того, что имеем. На занятия обязательно приглашаем мастера той или иной профессии, который помогает организовать и провести профессиональный мастер – класс, с пробой воспитанников. Прошли две пробы это: парикмахер, предприниматель.
Такие занятия по профориентации дают возможность более качественно и на новом уровне готовить воспитанников к самостоятельной жизни.